«Духовно-нравственное воспитание школьников»
Воспитание из всех святых дел самое святое.
Феофан Затворник.
«Родной край, его история,» –
писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего общества».
В настоящее
время духовно-нравственное воспитание в
нашей школе приобрело особую значимость.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в
воспитании у подрастающего поколения патриотизма. преданности идеям социалистической Родины.
И весь учебно-воспитательный процесс в школах соответствовал этому направлению.
Но именно в это время ушли из нашего обихода слова духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова,
которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже
слышишь сейчас.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному
опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и
согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в
сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и
таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла
духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим
истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость,
духовность и любовь к Родине.
Чтобы вернуться к истокам развития
духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа,
нация.
Духовно-нравственное
воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как
нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
Школа же,
оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять
влияние на духовно-нравственное воспитание школьников.
В настоящий период школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа.
На данный момент школа тесно сотрудничает настоятелем местной религиозной организации "Православный приход церкви в честь Архистратига Божия
Михаила".
На сегодняшний день,
духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в
учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе
духовности.
В образовательные программы школы
введен компонент образовательного учреждения - это предметы "Религия
России" и "Историческое краеведение" , факультатив "Мировая
художественная культура", которые реализуются в среднем звене.
С
2011 года введен курс Основ
религиозной культуры в начальной школе.
Многонациональность
страны и ее вероисповеданий , требует выделения для изучения основ
духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их
индивидуальными вероисповеданиями . И в тоже время каждый проживающий на
территории России должен знать и почитать культуру и традиции Государства
Российского.
Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного
образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо
решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных
качеств учащихся:
- большинство из нас, а это семья, школа, педагоги оказались очень далеки от
своих духовных истоков. Сделать, научить родителей ,учителей общедидактическими
методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми
современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих
воспитанников. Только пример наставника может дать результаты. И именно
поэтому мы такое большое значение
уделаем в своей работе духовному
обогащению педагогов. Мы проводим встречи педагогов с представителями
духовенства, организуем лектории, круглые столы.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно
постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и
детей;
Предпринимая попытки создания целостного выверенного содержания, необходимо
постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего
школьного возраста, осуществлять идеи развития личности через реализацию
коллективных творческих дел :
В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и
Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники
участвуют в районных и школьных
творческих мероприятиях: «Светлый праздник Рождества», "
Сретенские звездочки", «Святые
заступники Руси», «Пасха красная ». Каждая работа ребёнка есть результат
погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих
поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и
духовными ценностями, формирование собственной картины мира.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно
влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Одним из
последних общешкольных мероприятий, был конкурс "Дорога к храму" . Конкурс проходил в нескольких номинациях :
это и
декоративно-прикладное творчество ( рисунки, поделки по теме "Милые сердцу
места")
-литературное
( написание стихов, сочинений)
-медиа-творчество
( создание презентаций , заочных экскурсий)
Фрагменты этого конкурса были
представлены на родительском собрании:
2
"А" класс- сценка- Милая
сторонка.
2"Б" песня "Мамочка моя".
3"А"
- песня "Мамина улыбка".
Презентация
"Восстановление храма ....." Чеботарь Феофан 9 "А".
Стихотворение
собственного сочинения" Мой поселок"
Журавлева Алина 7 "А".
Презентация "История поселка " Шушкин Никита 11
класс.
Стихотворение
собственного сочинения "Мой
поселок" Курганская Валентина 8"А". |