Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это
делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не учат, а
развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А
ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую
деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не
может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать
и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно
работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите
ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в
школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы
вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к
школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем
обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки:
избегайте чрезмерных требований к ребенку;
предоставляйте право на ошибку;
не думайте за ребёнка;
не перегружайте ребёнка;
не пропустите первые
трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог,
физиолог, дефектолог, педиатр);
устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых
трудностей
1) Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
сбалансированное питание;
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться:
обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в
контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать,
сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями,
поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия
по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте
внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман,
ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
выучите названия времен года. Тренируйте умения определять
время года на улице и картинках;
используя лото и книги, учите с ребенком названия животных,
растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности
и назначение.
развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки,
содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
составляйте рассказы по картинкам;
следите за правильным произношением и дикцией детей.
Проговаривайте скороговорки;
можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов
(дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а
так же звуком, обозначающим конкретную букву;
научите ребенка различать и правильно называть основные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и
различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать
количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением
цифр (не надо учить их писать, только знать);
научите определять положение предметов на плоскости, знать
слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди,
сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15
минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все
занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
5)Тренируйте руку ребенка:
развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание
небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение
вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с
мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за
правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не
должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
- копируйте фигуры. Это задание способствует развитию
координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости
листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и
положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не
быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых
упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых,
переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к
следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими,
ровными, уверенными.